Вирус

Слайдов: 11 Слов: 120 Звуков: 0 Эффектов: 22

Вирусы. Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа игерпеса. Структура. Капсид построен изкапсомеров - белковых комплексов, состоящих, в свою очередь, изпротомеров. Нуклеиновая кислота в комплексе с белками обозначается термином нуклеокапсид. Некоторые вирусы имеют также внешнюю липидную оболочку. Размеры различных вирусов колеблются от 20 (парвовирусы) до 500 (мимивирусы) и болеенанометров. Вирионы часто имеют правильную геометрическую форму (икосаэдр, цилиндр). Классификация. Как выглядят вирусы. Гипотезы о ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИРУСОВ. - Вирус.pptx

Вирусы

Слайдов: 21 Слов: 1224 Звуков: 1 Эффектов: 1

Вирусы (от лат. virus - яд) - простейшая форма жизни. Понятие о вирусах-. Ви?рус - микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. История вирусов. Д. И. Ивановский. Дата рожден- 28 октября (9 ноября) 1864. Табачная мозаика. Мартинус Виллем Бейеринк (нидерл. Строение вирусов. Примеров таких вирусов является вирус табачной мозаики. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Классификация вирусов. Дезоксивирусы. Рибовирусы. 1. ДНК двухнитчатая 2. ДНК однонитчатая. Роль вирусов в биосфере. Положение вирусов в системе живого. Вирусы имеют генетические связи с представителями флоры и фауны Земли. - Вирусы.pptx

Жизнь вирусов

Слайдов: 18 Слов: 407 Звуков: 0 Эффектов: 10

Клетка вируса

Слайдов: 16 Слов: 481 Звуков: 0 Эффектов: 1

Вирусы. Цель: “Показать вирусы как неклеточную форму жизни”. Открытие вирусов. В 1917 г. Был открыт бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Вирус табачной мозаики. Лист, пораженный вирусом. Фотографии вирусов. Вирус СПИДа – чума XX века. Вирус гриппа (увеличение в 30 000 раз). Структура вируса. Вирус – неклеточная форма жизни. Размножение вирусов. Другие вирусы выделяются способом, напоминающим почкование. Бактериофаг. Происхождение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. СПИД. Поэтому главное значение приобретает профилактика заражения ВИЧ. Заражение вирусом иммунодефицита человека. - Клетка вируса.ppt

Царство вирусов

Слайдов: 13 Слов: 733 Звуков: 0 Эффектов: 0

Проект на тему: «Тайны третьего царства». Тайны третьего царства… Нам повезло с двумя царствами – Царством растений и царством животных. Но вот с другими царствами… Изучение вирусов. Как увидеть и рассмотреть то, что увидеть и рассмотреть невозможно? Большинство вирионов имеет форму палочек или неправильных многогранников. У вирионов в форме палочек в центре находится спирально закрученная нуклеиновая кислота. Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют ещё и внешнюю оболочку. Появление электронного микроскопа значительно помогло в изучении вирусов. Существуют разные виды вирусов. - Царство вирусов.ppt

Биология тема Вирусы

Слайдов: 8 Слов: 445 Звуков: 0 Эффектов: 4

Фокина Ольга Степановна, учитель биологии. Информационный Категория уч-ся (9-10 классы) Предмет - биология Длительность - среднесрочный. Цели проекта. Развивающие: Способствовать формированию информационной культуры. Воспитательные: Способствовать формированию коммуникационной культуры. Частные вопросы и темы исследований. Темы исследований 1.1. История открытия вирусов. (реферат) 2.1. Особенности строения вирусов. Классификация.. Аннотация. Продолжительность проекта -2 урока. Защита – презентация, буклет, реферат, дидактические материалы. Состав УМП. Этапы проекта. Формирование групп. - Биология тема Вирусы.ppt

Вирусы неклеточная форма жизни

Слайдов: 12 Слов: 206 Звуков: 0 Эффектов: 3

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Дмитрий Иосифович Ивановский. Открытие вирусов в 1892 году. Название предложил голландский ботаник Мартин Бейеринк в 1895 году. Работа в группах. Задания для групп. Строение вирусов. Размножение вирусов. Бактериофаги. Размеры вирусов. Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10-9 м). Особенности вирусов. Многообразие вирусов. Электронная микрофотография бактериофагов на бактериальной клетке. Количество видов. Более 500 видов у позвоночных животных. Более 300 вирусов у растений. Человек противостоит вирусам. - Вирусы неклеточная форма жизни.ppt

Вирусы - возбудители заболеваний

Слайдов: 45 Слов: 1470 Звуков: 0 Эффектов: 0

Бактерии и вирусы

Слайдов: 60 Слов: 1606 Звуков: 0 Эффектов: 0

Генетика бактерий и вирусов. История развития молекулярной биотехнологии. Начало работы над проектом “Геном человека”. F. Crick i J. Watson. Генетический материал бактерий. Плазмиды. Транспозон и IS элемент. Функции IS-элементов. Функции транспозонов. Классификация плазмид. Виды плазмид. Функциональные свойства плазмид. Функции плазмид. Мутации. Хромосомные мутации. Точковые мутации. Мутагенные факторы. Азотистая кислота. Перекись водорода. Действие разных мутагенов на бактерии. R- и S- формы колоний. Свойства микробов S-колоний. Методы выявления мутантов. Метод реплик. Световая репарация - рассоединение тиминовых димеров ферментами. - Бактерии и вирусы.ppt

Вирусы человека

Слайдов: 12 Слов: 137 Звуков: 0 Эффектов: 11

Значение вирусов. Роль вирусов в жизни человека. Способы передачи вирусных заболеваний. . Вирусы. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. ДНК-вирусы. РНК-вирусы. Использование вирусов. Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Вакцина. Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Разновидности вирусов: Желтая лихорадка. Простуда. Грипп. Оспа. Свинка. Корь. - Вирусы человека.pptx

Борьба с вирусами

Слайдов: 18 Слов: 592 Звуков: 0 Эффектов: 0

Дезинфекция в борьбе с вирусными инфекциями. Вирусные инфекции. Особенности вирусов. Борьба с вирусами. Вирусы. Устойчивость к физиико-химическим воздействиям. Принципы действия вирулицидных ДС. Устойчивость вирусов. Сохранение инфекцонности вирусов на поверхности. Спектр вирулицидной активности. Влияние УФ облучения. Инактивация вирусов жестким УФ. Спонгиоформные энцефалопатии. Прионные инфекции. Эффективность процесса стерилизации. Комплексный подход. -

Вирусы - м е л ь ч а й ш и е микробы, не имеющие клеточного строения, белоксинтезирующей системы,

ядре клетки. Они - автономные генетические структуры. Отличаются особым - разобщенным (дисъюнктивным) способом размножения (репродукции): в клетке отдельно синтезируются нуклеиновые кислоты вирусов и их белки, затем

происходит их сборка в вирусные частицы.

Сформированная вирусная частица называется вирионом.

Классификация вирусов.

Классификация включает 4 иерархических уровня: порядок, семейство (иногда и подсемейство), род и вид.

На сегодняшний день принято 3 порядка, 64 семейства, 9 подсемейств, 233 рода и более 1559 видов.

Порядок, семейство, подсемейство, род обозначаются с окончаниями – virales, -viridae, -virinae, -virus , соответственно, пишутся с большой буквы.

В основу классификации положены такие основные критерии, как:

1. Тип нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК), ее структура (количество нитей)

2. Наличие липопротеиновой оболочки

3. Стратегия вирусного генома

4. Размер и морфология вириона, тип симметрии, число капсомеров

5. Феномены генетических взаимодействий

6. Круг восприимчивых хозяев

7. Патогенность, в том числе патологические изменения в клетках и образование внутриклеточных включений

8. Географическое распространений

9. Антигенные свойства

Морфология вирусов

Морфологию вирусов изучают с помощью электронной микроскопии, так как их размеры малы (18-400 нм) и сравнимы с толщиной оболочки бактерий.

Форма вирионов может быть различной:

палочковидной (вирус табачной мозаики), пулевидной (вирус бешенства),

сферической (вирусы полиомиелита, ВИЧ), нитевидной (филовирусы), в виде сперматозоида (многие бактериофаги).

СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ

Простые вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, называемой капсидом (от лат. capsa - футляр).

Капсид состоит из повторяющихся морфологических субъединиц - капсомеров . Нуклеиновая кислота и

капсид взаимодействуют друг с другом, образуя

нуклеокапсид.

Сложные вирусы снаружи окружены

липопротеиновой оболочкой (суперкапсидом, или

пеплосом). На оболочке вируса расположены

гликопротеиновые "шипы", или " шипики"

(пепломеры). Под оболочкой некоторых вирусов находится матриксный М-белок .

СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ

Капсид или нуклеокапсид могут иметь спиральный, икосаэдрический (кубический) или сложный тип симметрии.

Икосаэдрический тип симметрии обусловлен образованием изометрически полого тела из капсида, содержащего вирусную нуклеиновую кислоту (например, у вирусов гепатита А, герпеса, полиомиелита).

Спиральный тип симметрии обусловлен винтообразной структурой нуклеокапсида (например, у вируса гриппа).

Просто устроенные вирусы (без оболочки)

Пример просто устроенных вирусов - вирус гепатита А и паповавирус с

икосаэдрическим типом симметрии. Нуклеиновая кислота вирусов связана с белковой оболочкой-капсидом , состоящим из капсомеров

Схема строения вируса гепатита А (вирус имеет однонитевую +РНК)

Схема строения паповавируса (вирус имеет двунитевую кольцевую ДНК)

Сложно устроенные вирусы (с оболочкой )

У сложно устроенных вирусов (например, у вирусов герпеса, гриппа, флавивирусов) снаружи капсида имеется липопротеиновая оболочка (суперкапсид, или пеплос). Эта оболочка является производной структурой

от мембран вирус-инфицированной клетки. От оболочки отходят гликопротеиновые "шипы" , например, гемагглютинины,

участвующие в реакциях гемагглютинации и

гемадсорбции.

Схема строения вируса гриппа (вирус с однонитевой из 8 фрагментов минус РНК )

Схема строения вируса герпеса (вирус с линейной двухнитевой ДНК)

Репродукция вирусов

Различают три типа взаимодействия вируса с клеткой:

1. продуктивный тип , при котором образуются новые вирионы, по разному выходящие из клетки: при ее лизисе, т.е.“взрывным” механизмом (безоболочечные вирусы); путем “почкования” через мембраны клетки (оболочечные вирусы), в результате экзоцитоза.

2. абортивный тип , характеризующийся прерыванием

инфекционного процесса в клетке, поэтому новые вирионы не

образуются; 3. интегративный тип , или вирогения, заключающийся в

интеграции, т.е. встраивании вирусной ДНК в виде провируса в хромосому клетки и их совместном сосуществовании (совместная репликация).

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
  • Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
  • Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
  • Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
  • Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.

Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.

II. Изучение новой темы.

Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.

Фильтрующие вирусы. Слайд № 9. Сообщение ученика.

Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.

Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.

Наука о вирусах - Вирусология. Основоположник науки русский ученый - Д. О. Ивановский. Слайды № 14, 15. Сообщение ученика.

Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.

Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.

Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.

Меры борьбы с вирусами - Слайд № 19, 20. Сообщения учеников об ученых: И.И. Мечникове, Луи Пастере, Дженнере. Слайд № 21.

Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).

Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22

III. Обобщающие вопросы:

  1. Вирусы - вещество или существо?
  2. Имеют ли вирусы клеточное строение?
  3. Особенности строения вирусов?
  4. Что такое капсид?
  5. Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
  6. Свойства вирусов?
  7. Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
  8. Способны ли вирусы расти?
  9. Способы размножения вирусов?
  10. Как называется наука о вирусах?

IV. Выводы.

Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.

V. Итоги.

Оценки: за сообщения, за тест-задание, ответы на вопросы. Молодцы.

Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.

Проверка домашнего задания: дайте ответ на предложенный вопрос
Чем живое отличается от неживого? Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой строения любого организма? Наука, изучающая клетку? Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка? Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?

Урок биологии 10 класс
Тема урока
ВИРУСЫ

Вирусы – неклеточная форма жизни

Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел.
Фредди Меркьюри солист группы Queen
Умер 24 ноября 1991 года, от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.

Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов

В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
История изучения вирусов

Вирусология – наука о вирусах

Работа в группах
Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции». Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Строение вируса
Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Состав вирусов
Химические вещества. ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Этапы жизненного цикла вируса
Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.

Многообразие вирусов
Болезни растений: Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев Желтуха
Скручивание листьев
Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов
Болезни животных: Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц

корь
Многообразие вирусов
Болезни человека: свинка грипп оспа некоторые онкологические (опухолевые) болезни желтая лихорадка бешенство полиомиелит энцефалит СПИД бородавки герпес

Многообразие вирусов
СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ!
Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты

Способы передачи вирусов
Капельная инфекция
Переносчик
Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).

Безопасно Опасно! Очень опасно!!!
Укус комара Прокалывание ушей Множественные половые связи
Пользование общественным туалетом Нанесение татуировки Переливание крови
Поцелуй в щеку Пользование чужой зубной щеткой
Уход за больным СПИДом
Укус постельного клопа
Плавание в бассейне
Объятия с больным СПИДом

Многообразие вирусов
Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии
Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Значение вирусов

Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.

Слайд 1

Вирусы

Слайд 2

Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 мм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий.
В переводе с латинского virus означает «яд, ядовитое начало». До конца 19 в. термин «вирус» использовался в медицине для обозначения любого инфекционного агента, вызывающего заболевание. Современное значение это слово приобрело после 1892 благодаря русскому ботанику Д.И.Ивановскому.

Слайд 3

Слайд 4

В 1901 американский военный хирург У.Рид и его коллеги установили, что возбудитель желтой лихорадки также является фильтрующимся вирусом. Желтая лихорадка была первым заболеванием человека, опознанным как вирусное, однако потребовалось еще 26 лет, чтобы ее вирусное происхождение было окончательно доказано.

Слайд 5

Слайд 6

Строение вирусов.
Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочкой, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом.
У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения.

Слайд 7

Слайд 8

Оболочка вирусов часто бывает построена из идентичных повторяющихся субъединиц – капсомеров. Из капсомеров образуются структуры с высокой степенью симметрии, способные кристаллизироваться. Это позволяет получить информацию об их строении как с помощью кристаллографических методов, основанных на применении рентгеновских лучей, так и с помощью электронной микроскопии.
Как только в клетке-хозяине появляются субъединицы вируса, они сразу же проявляют способность к самосборке в целый вирус. Самосборка характерна и для многих других биологических структур, она имеет фундаментальное значение в биологических явлениях.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Лечение и профилактика.
Репродукция вирусов тесно переплетается с механизмами синтеза белка и нуклеиновых кислот клетки в зараженном организме. Поэтому создать лекарства, избирательно подавляющие вирус, но не наносящие вреда организму, - задача чрезвычайно трудная. К самым действенным элементам естественной защиты организма относятся специфические антитела (специальные белки, вырабатываемые иммунной системой), которые взаимодействуют с соответствующим вирусом и тем самым эффективно препятствуют развитию болезни; однако они не могут нейтрализовать вирус, уже проникший в клетку. Обычно специфические антитела образуются в организме в результате проникновения в него возбудителя инфекции. Организму можно помочь, усиливая выработку антител искусственно, в том числе создавая иммунитет заранее, с помощью вакцинации.