• Сергей Доля - один из самых интересных людей, давно уже полюбившийся любителям виртуальных путешествий. На главной странице есть список посещенных стран с отчетами.
  • Илья Варламов - имеет оригинальную прическу и такой же подход к написанию отчетов о посещенных странах. Блог состоит из разных рубрик, среди которых критика российских городов, посещение других стран и немного интересных заметок об урбанизации.
  • Александр Чебан - на счету более 55 посещенных стран.
  • Сергей Витко - путешественник, который никогда не планирует, в какую страну полетит в следующий раз и что о ней напишет.
  • Эдуард Гавайлер - наш соотечественник, который сейчас живет в Германии. Частенько посещает маленькие европейские города.
  • Александр Беленький - относительно молодой блогер (с 2011 года). Публикует отчеты о путешествиях, странах и городах.
  • Артур Шигапов - пишет посты о жителях разных стран. Интересные заметки, легко читается, никаких аналитических статей и политики.
  • Kitya Karlson - живет в Японии, но путешествует по всему миру. Его блог - это заметки об обычных вещах, которые происходят среди нас.
  • Петр Ловыгин - художник, который оригинально оформляет свои отчеты о путешествиях.
  • Федор Конюхов - священник-путешественник, самый знаменитый бородач земли русской.
  • Ольга Костюк - девушка, которая посетила много азиатских стран, в том числе и Индию.
  • Елена Басс - пишет про Италию и европейские города. Подрабатывает гидом.
  • Пауль - живет в Германии. Пишет в основном про европейские города.
  • Юля Бурулёва - путешественник, фотограф, организатор вечеринок.
  • kuzulka - потрясающие инстаграмные снимки. Блог рассчитан на женскую аудиторию.
  • Влад Караваев - интересные отчеты из России и стран ближнего зарубежья.
  • Александр Савченко - объездил всю нашу необъятную страну, посетил Китай и Филиппины.
  • Алексей Наседкин - иллюстрированный журнал виртуальных путешествий.
  • Иван Дементиевский - журналист, который путешествует преимущественно по российским широтам.
  • Дмитрий Малов - объездил много стран, описал множество редких и экзотических мест.
  • bravebeaver - путевые заметки.
  • Денис Французов - путешествует по России на полноприводном внедорожнике. Предпочитает заброшенные места.
  • Вадим Нардин - любит много путешествовать и фотографировать девушек в этих странствиях.
  • AL-31F - много пишет на разные темы, часто путешествует, бывает только в интересных местах.
  • Дмитрий Ислентьев - семейная пара, которая делится своими впечатлениями с читателями.
  • Ashblacklad - профессиональный фотограф, любитель природы и уютных городков.
  • Александр Черных - профессиональный блогер, который публикует заметки из разных стран.
  • Игорь Виноградов - путешествует по экзотическим местам и рассказывает о быте их жителей.
  • Сергей Нагорный - ведет видеоблог, снимает обзоры разных стран.
  • Алексей Певнев - калининградский блогер, который публикует увлекательные отчеты о путешествиях.
  • Enia Kulish - много интересного о разных странах, есть неплохие посты про дайвинг.

Публикуем статью популярного блогера, бизнесмена и фотографа Сергея Доли, чья «Страница виртуальных путешественников» в «Живом журнале» по данным на апрель 2013 года находилась на пятом месте рейтинга социального капитала.

С момента моего первого поста, рассказывающего о том, как я обрабатываю фотографии, прошло уже больше трех лет. Сейчас у меня стоит последний Lightroom, и я полностью отказался от доводки резкости в Photoshop. Моя технология обработки претерпела некоторые качественные изменения, о них и пойдет речь в этой статье.
Итак, флешка камеры забита кадрами из последнего путешествия, и первое, что требуется сделать, - выбрать лучшие снимки.

ИМПОРТ И ОТБОР

Диалог импорта

Первым делом я импортирую съемку в Lightroom (File - Import Photo and Video, либо просто вставляю флешку с фотографиями). Программа открывает каждый снимок в своем интерфейсе, что очень удобно для работы с большими сериями.

Отбор лучших кадров

Собственно, первый этап работы - это удаление плохих фотографий. Я удаляю дубли, откровенно неудачные снимки и то, что невозможно поправить. На нижней панели я использую фильтр с флажками и включаю только два левых флажка (см. иллюстрацию ниже). Для быстрого удаления с клавиатуры удобно использовать клавишу Х (фотография уходит из серии, но остается на флешке или жестком диске). Как правило, я прохожу по съемке три раза и удаляю, удаляю, удаляю - это позволяет оставить на выходе самые лучшие кадры, которые пойдут в посты.
Оставшиеся фотографии я отмечаю флажками (P - поставить флажок, U - убрать), а все, что не отмечено, впоследствии удаляю с диска. Многие фотографы оставляют архивы, чтобы потом к ним вернуться, но так как у меня бешеный темп, я точно этим заниматься не буду.

Переименование

Оставшиеся снимки я переименовываю в соответствии с шаблоном: дата в формате ггггммдд_место съемки_трехзначный номер кадра, например: 20120728_olympic_075 или 20120701_georgia_074. Обратите внимание, что я использую трехзначные номера: это необходимо, чтобы в дальнейшем весь каталог шел по порядку. Если, например, писать 1, 2, 3.., 10, 11, 12.., 100, 101, 102.., то последовательность снимков будет некорректной.
Диалог переименования вызывается клавишей F2.

Первоначальные настройки изображения

Ко всем оставшимся фотографиям я применяю одинаковые первоначальные настройки, а именно:

  • добавляю четкости: Clarity +17;
  • усиливаю второстепенные цвета: Vibrance +25;
  • увеличиваю резкость (Sharpening): Amount 40; Radius 0,8; Detail 50; Masking 0;
  • увеличиваю шумоподавление (Noise Reduction): Luminance 65.

Совершенно необязательно, чтобы у вас были точно такие же настройки. Если у вас камера с кропнутой матрицей, возможно, такие значения будут слишком большими. Я советую определить оптимальные параметры самостоятельно, путем проб и ошибок, зато потом можно сделать пользовательский пресет (user preset) и применять его ко всем снимкам сразу (сначала применяете настройку на одном кадре, затем выделяете всю серию и нажимаете клавишу Sync).

КАДРИРОВАНИЕ

Залог хорошего снимка - его правильное кадрирование. Не всегда удается удачно построить кадр рамкой видоискателя на лету, и тут на помощь приходит соответствующий инструмент в программе. Вот несколько основных советов по кадрированию (вызывается клавишей R).

Заваленный горизонт

Если при съемке камера не была строго перпендикулярна земле, кадр может казаться наклонным или неровным. Бывает, что фотограф делает это сознательно, например, для усиления динамики снимка, тогда это уместно и оправданно; в других же случаях кадр следует исправить и выровнять линию горизонта.

Обрезание лишних деталей

Также часто в кадр попадают лишние детали: головы людей, проезжающие автомобили и так далее. От всего этого тоже лучше избавиться, чтобы подобный мусор не отвлекал внимание от главного на снимке. Впрочем, соблюдайте меру и не кадрируйте слишком плотно.

Кадрирование по правилу третей, или золотого сечения

Золотое сечение - одно из главных правил композиции кадра. Для его наглядности поле кадрировки разбито двумя вертикальными и двумя горизонтальными полосами. Считается, что главные смысловые центры объекта (или объектов) в кадре должны располагаться на пересечении этих линий. Также учтите, что желательно оставлять пустое пространство по направлению взгляда модели или по направлению движения объекта.

Функция кадрирования включается клавишей R. Затем, поворачивая мышку, вы управляете рамкой. Если «закрыть» замок на панели кадрирования, рамка будет трансформироваться в оригинальных пропорциях кадра 2×3.

Вертикальный кадр

В некоторых случаях сюжет снимка может потребовать вертикальной ориентации кадра. Однако не следует увлекаться такой компоновкой без особой необходимости: вертикальные фотографии, как правило, не очень органично смотрятся в серии с горизонтальными снимками (особенно при публикации в Интернете).

ОБРАБОТКА

После исправления кадрировки может потребоваться более существенная коррекция изображения. В Lightroom есть несколько удобных инструментов, которых достаточно для улучшения любой фотографии.

Основные функции редактирования (Basic)

Temp - цветовая температура кадра (баланс белого). Обычно я оставляю баланс белого таким, каким он был при съемке. В особых случаях, которые очевидно требуют редакции, могу внести поправку.

Tint - оттенок, который также влияет на баланс белого. Его я вообще практически никогда не трогаю.

Exposure - экспозиция кадра, темнее/светлее. Можно воспользоваться этой функцией, если кадр недоэкспонирован или наоборот. Для тонкой коррекции она не подходит.

Contrast - контраст, тут все понятно.

Highlights - светлые области изображения. Ползунок позволяет затемнить или осветлить все светлые участки изображения разом.

Shadows - темные области изображения. То же самое, только с темными областями.

Whites - светлая точка. Самое крайнее значение, за которым наступает полная засветка.

Blacks - темная точка. Крайнее значение теней, после которого идет абсолютный черный. С последними двумя пунктами следует работать очень внимательно и аккуратно, чтобы не испортить картинку.

Clarity - четкость изображения (не путать с резкостью), позволяет сделать снимок более фактурным, объемным.

Vibrance - «умное» насыщение цвета, которое не допускает перенасыщенности.

Saturation - обычное насыщение.

Виньетирование (Camera Calibration)

Виньетирование - это небольшое затемнение по краям кадра, которое появляется при открытой диафрагме. Некоторые фотографы оставляют эффект виньетки или даже усиливают его, но я предпочитаю бороться с ним при помощи функции Lens Correction. Этот фильтр способен самостоятельно определить тип вашего объектива и исправить не только виньетирование, но и дисторсию (искривление), если угол широкий.

Чтобы включить функцию, поставьте галочку на Enable Profile Correction. Программа автоматически выберет профиль объектива и применит стандартные установки. Если их недостаточно, вкладка Manual позволит внести поправки вручную.

Градиентный фильтр и коррекция по маске (Mask)

В старом посте я рассказывал про градиентный фильтр, с помощью которого можно осветлять/затемнять отдельные области на фотографии. Сейчас же появился еще более гибкий инструмент, маска. Достаточно закрасить нужную часть изображения кистью (ее размер и жесткость регулируются), и вся дальнейшая коррекция будет происходить в рамках этого выделения.
Например, на этом снимке я сначала осветлил темные куртки мужчин градиентом (вызывается клавишей M). Характер и сила осветления регулируются на вкладке Basic.

Затем я немного затемнил снег в верхней части кадра новым градиентом.

И наконец выделил лица мужчин осветляющей маской (на треть ступени, чтобы не сильно бросались в глаза).

Маска-кисть вызывается клавишей K. Обратите внимание: в тот момент, когда работает маска, под стандартной вкладкой Basic появляется новое окно, в котором вы можете регулировать размер и жесткость кисти, а также множество других параметров.

Удаление пятен (Spot removal)

Аналог «Штампа» в Photoshop. С помощью этой функции легко убирать пятна, которые возникают на матрице от пыли; имея же определенную сноровку, можно удалять и более крупные детали.

Тут, например, я убрал часть ноги, которая осталась после кадрирования. Стоит, правда, заметить, что это удалось благодаря более-менее однородному фону из брызг. Если ваш кадр изобилует подробными деталями, такой номер, скорее всего, не пройдет.

Функция спрятана под клавишей Q и имеет свои надстройки над главной вкладкой Basic (размер кисти и жесткость). Указывайте точку, которую надо замазать, и, задержав кнопку мыши, ведите на тот участок изображения, который необходимо взять за основу. Кроме того, есть возможность выбрать характер изменений:

Clone - клонирование участков изображения;

Heal - заплатка, при которой оба участка перемешиваются между собой и дают усредненный результат по цвету и яркости.

Выделение облаков

К сожалению, даже самая крутая цифровая камера не имеет такого широкого диапазона яркости, как человеческий глаз. Например, при облачной погоде мы хорошо различаем фактуру облаков, однако на снимках она получается засвеченной. На мой взгляд, выход один: расширить этот диапазон в редакторе. Я затемняю небо и добавляю на нем контраст и четкость, а землю осветляю.

На этом кадре я сделал передний план светлее, притемнил облака и, используя клавишу Y, вызвал окошко в формате «было-стало» для наглядности.


Спецэффекты

При желании можно применить к снимку спецэффекты. Мне, например, нравится стилизация (она не входит в стандартный набор), при которой приглушаются все цвета, кроме диапазона красного.


Предустановки фильтров есть в самом Lightroom, но, кроме них, можно создать свои или переделать имеющиеся. Однако помните: эффекты нужны в том случае, если они уместно подчеркивают важные детали. Перебарщивать с обработкой и применять ее к каждому кадру не стоит.

ЭКСПОРТ

Когда серия снимков готова и каждый доведен до ума, остается последний шаг - подготовка для публикации в Сети. Для этого надо экспортировать результат в формат JPEG и задать размер, подходящий для загрузки на хостинг. Выделяем все фотографии и выбираем File - Export... В диалоговом окне появляются следующие параметры:


Export Location - расположение папки, куда будут сохранены все снимки серии. Можно указать заранее подготовленную, а можно создать новую;

File Setting - установки файла. Выбираем Image format (формат изображения) - JPEG, Quality (качество) - 80, Color Space (цветовое пространство) - sRGB;

Image Sizing - размер изображения. В поле Resize to Fit выбираем Width & Height со значениями W - 1000 и H - 800 и ставим галочку напротив пункта Don’t Enlarge. Теперь все горизонтальные снимки будут 1000 пикселей по длине, а вертикальные - 800;

Output Sharpening - резкость. Выбираем Sharpen for - Screen, Amount - High;

Watermarking - водяной знак.

ОТПРАВКА НА ХОСТИНГ

Готовые фотографии заливаем на хостинг. Я использую для этого http://Slickpic.com - удобный сервис, который не меняет названия файлов при загрузке, что значительно облегчает процесс подготовки постов:


Большая желтая кнопка в левой верхней части окна Upload Photos And Videos вызывает окно загрузки. С его помощью можно загрузить снимки в новый или уже существующий альбом, для этого достаточно написать название; если такой альбом у вас есть, снимки будут добавлены в него, если нет, альбом будет создан.

Нажмите Choose files и загрузите фотографии на сайт:


После этого зайдите в альбом и нажмите кнопку Share album :


В открывшемся окне выберите See more sharing links and codes :



Удачи в обработке фотографий и Stay Tuned!

Что делать, когда хочется путешествовать, но вместо этого надо работать? Можно, например, во время обеденного перерыва полистать страницы тревел-блогов. Их ведут люди, которые смогли сделать путешествия одной из своих профессий.

Сергей Доля. Страница виртуальных путешественников

Сергей Доля — энергичный, целеустремленный и успешный бизнесмен, занимается дистрибуцией электронных товаров, представляя в России таких гигантов как Philips, Logitech, Sony, Thomson, Denn, Samsung-Pleomax и тп.

Сергею удалось спланировать и выстроить свой бизнес так, что сам он может спокойно отсутствовать около двух недель каждый месяц и посвящать это время путешествиям, экспедиция и блог-турам. О них он с удовольствием рассказывает на страницах своего ЖЖ.

Сергей не придерживается какого-то определенного направления или стиля путешествий. Среди восьмидесяти пяти стран, где он побывал, есть и курорты, и европейские столицы, и экзотические страны Африки, и Северный, и даже Южный полюсы.

Помимо путешествий блоггер-бизнесмен успешно ведет ряд экологических проектов, посвященных проблеме стихийных свалок в России.


Северный Полюс и школа в Замбии

Блог Сергея — простой, информативный и удобный в навигации. Автора не интересует привычная туристическая сторона вопроса, он не пытается создать подробный путеводитель по городам и странам, а хочет показать быт и течение жизни местного населения (в том числе, кстати, и животных!).

Благодаря детальному, подробному описанию и внушительному количеству эффектных фотографий читатель ощущает иллюзию присутствия в посещенных Сергеем местах.

Дом-страница Артемия Лебедева

Основатель знаменитой дизайн-студии и востребованный дизайнер Артемий Лебедев — личность крайне любопытная и неординарная. Этими же словами можно описать и его тревел-блог.

Артемий тоже путешествует в самые разные точки мира (иногда даже вместе с Сергеем Долей), но особое внимание уделяет местам, мягко сказать, неблагополучным. Так в Рио-де-Жанейро, например, Артемий не мог не посетить знаменитые фавелы (трущобы); не обошел вниманием бедные кварталы Берлина и других городов.

Любит путешествия в провинциальные города России. Внимание Артемия часто привлекают дорожные знаки и урны — в блоге очень много фотографий этих жизненных атрибутов.



Старый Оскол и Гвинея-Бисау

Артемий, в общем-то, немногословен, но это тот случай, когда человек выражается действительно «редко, но метко».

Он не пишет больших текстов, а характеризует города и страны предложениями-подписями к фотографиям, часто весьма саркастичными и даже порой издевательскими, фокусируясь при этом на мелких деталях и вынося в конце свой бескомпромиссный общий вердикт.

Так, например повествование о Черногории заканчивается фразой: «Любят Черногорию либо по ошибке, либо те, кто не видел других стран». В этом блоге вы не найдете советов где остановиться, что посмотреть, где поесть и как добраться. Тем не менее блог крайне занимательный, и знакомство с ним безусловно вас развлечет.

Игорь Шпиленок. Блог фотографа-натуралиста

В одном из своих интервью Игорь Шпиленок сказал, что отчетливо помнит тот момент, когда ему впервые захотелось взять в руки фотоаппарат. В возрасте 13 лет, прогуливаясь по родному Брянскому лесу, Игорь набрел на весеннее поле подснежников. Ему показалось несправедливым, что лишь он один может видеть эту красоту.

Через две недели, выпросив у бабушки фотоаппарат, Игорь вернулся на это поле, но момент был уже упущен: поле поросло высокой травой. Весь год будущий блоггер упражнялся в мастерстве фотографии, чтобы, уже подготовленным, вернуться на то самое поле следующей весной.

Увиденное потрясло его и во многом определило направление его будущей профессиональной жизни: от поля не осталась и следа, на его месте была стройка.



Отцы и дети (Кабардино-балканский заповедник)

С тех пор фотограф-натуралист снимает диких животных и дикую природу России. Он устраивается на службу в заповедники, соглашаясь на любые должности (от охранника до директора). Это позволяет ему часами, днями и неделями наблюдать за жизнью их обитателей.

Кроме того, он сам является основателем и первым директором заповедника «Брянский лес» и активно занимается охраной природы. Как пишет блогер, его цель — «показать красоту дикой природы российских заповедников и национальных парков и пробудить у людей желание сохранить эти места».

Блог Игоря Шпиленка — это рай для любителя фотографий диких животных и птиц, утренних пейзажей и весенних первоцветов. Кроме того, Игорь со своими коллегами и партнерами занимаются созданием фильмов о дикой природе России и даже основали свою киностудию «Лесфильм».

Непрерывное путешествие Марии Дубровской

Дипломированный специалист по налогам и налогообложению, Мария Дубровская, как это часто бывает, шесть лет проработала web-дизайнером в одном из питерских офисов. Устав от городской суеты, туманности и серости, Мария не побоялась кардинально изменить свою жизнь.

Всеми доступными (кроме самолетов) способами она добралась из Санкт-Петербурга до Индии, где познакомилась с Аджеем, вместе с которым они основали и ведут сайт. Уже из названия понятно, что Мария и Аджей не просто путешествуют, а именно живут в тех странах, о которых пишут (стоит отметить, что пишут они исключительно об азиатских странах).



Улан-Батор и Пекин

В рассказах об Индии, Индонезии, Китае, Малайзии, Монголии, Непале, Таиланде, Филиппинах и Шри-Ланке можно найти очень много бесценной информации и практических советов о том, как, например, снять дом или арендовать мотоцикл, где вкусно поесть, на чем и куда добраться, что посмотреть и где позагорать.

Мария с удовольствием делится информацией о том, где и как спасаться от жары, как найти самый быстрый wi-fi и даже как получить права на Филиппинах.

Если вы планируете поездку любой продолжительности в одну из перечисленных стран — вам однозначно будет полезен этот сайт. Делом своей жизни на данный момент Мария считает изготовление бумажных кукол.

Александр Железняк. Путешествие в стиле National Geographic Traveler

Александр Железняк, закончив факультет журналистики МГУ и поработав во многих travel-журналах, таких как «Вокруг света» и «Яхтенный мир», на данный момент занимает должность главного редактора российской версии National Geographic Traveler. Александр много путешествует, фотографирует и ходит на яхтах.

Об этом он пишет в своем ЖЖ (в последнее время — реже), ведет фотохронику из самых разных уголков мира в Instagram и, собственно, рассказывает о самых захватывающих путешествиях в своем журнале.

Кроме того, Александр делится профессиональными советами для тревел-журналистов и фотографов, а также проводит мастер-классы.



Намибия

Многие страны Александр посетил, путешествуя на яхте, поэтому его блог будет интересен людям со схожими увлечениями.

Александр противник монотонного туристического отельного отдыха, поэтому и в журнале делает акцент не на отелях и ресторанах, а на необычных маршрутах и активностях, рассказывает об экспедициях, приключениях, традициях и быте местного населения.

Одно из самых сильных впечатлений на него произвела Намибия. Он описывает ее как очень красивую, фотогеничную и интересную страну, некий must see, по мнению блогера.

О том, что произошло на перевале Дятлова мне написал Алексей Шереметьев:

"Я интересовался темой перевала, поэтому прочитал УД как только оно в полном объеме появилось в Интернет. По итогам создал версию событий, в которой нет никаких посторонних сил, кроме природы и самих дятловцев. Чтобы не забыть оформил её в виде статьи, но отправить куда-нибудь на публикацию так и не собрался - после того как объяснил все себе, интерес подугас. Если Вам будет интересно - я высылаю, дело в том, что я тоже сначала верил в ракету. "

Он прислал готовую статью с подробным описанием всего, что на его взгляд там произошло. Мне кажется, что она тоже очень правдоподобна и заслуживает внимания. Публикую ее целиком.

ВВЕДЕНИЕ

В этом году исполняется 56 лет с момента трагедии на перевале Дятлова. Как ни посмотри, а это не мало. Наверно, не все дятловцы дожили бы до 2015 года, даже если бы катастрофа в феврале 1959-го не произошла. Но она случилась и её тайна до сих пор будоражит людей, тысячи человек за все эти годы пробовали найти отгадку, но ни одному этого сделать не удалось. И это уже само по себе стало загадкой, в свою очередь. В самом деле - люди, безусловно, погибли и к их гибели, совершенно определенно, привела какая-то причинно-следственная цепочка, однако никому за десятилетия не удалось эту цепочку восстановить. А ведь пытались, в том числе люди, бывшие непосредственно на месте происшествия и имеющие опыт как походов в условиях зимы, так и восстановления картины подобных происшествий, в том числе и по долгу службы. В чем причина подобного состояния дел на сегодня? Что, все исследователи трагедии были людьми не умными и/или не умели мыслить логически? Я думаю, что было бы крайне опрометчиво предполагать подобное (хотя некоторые версии все же подталкивают к этому, особенно мне нравится версия про американских десантников). Но к счастью в целом есть более простое объяснение и с ситуациями подобными, хоть и далеко не столь масштабными, в научной и инженерной практике приходится сталкиваться нередко. Опыт показывает - если принципиально решаемая задача не решается, то причина этого, скорее всего в неверно понятых исходных данных. Закон Мерфи дополняет - "при любых расчетах число, правильность которого для всех очевидна, является источником ошибок". Загадку гибели дятловцев определенно можно разгадать, если не уклоняться от материализма, но мы просто неверно интерпретируем одно из исходных условий. Какое условие в данном случае исходное? "Группа в спешке оставила палатку и бросилась вниз по склону". В той или иной редакции это положение присутствует и в УД и в различных версиях и исследованиях. Дальнейшие обсуждения в основном строятся вокруг того, что ЗАСТАВИЛО покинуть палатку и вызвало ПАНИКУ. Что-то безусловно заставило, ибо иначе люди сидели бы в относительном комфорте, а не мотались по склону, но было ли это паникой и было ли вообще ЭТО или просто какая-то цепочка причин, каждая из которых вовсе не опасна и вообще - откуда уверенность что мы правильно понимаем мотивы оставления палатки?

Я давно интересуюсь этим делом, но никогда не был его фанатом. Однако всегда считал, что для того чтобы строить какие-то серьезные версии, необходимо прочитать УД. Это конечно не уберегло от искушения примкнуть к какой-то версии ("ракетной") изначально, но важности УД не отменяло, ибо УД есть "альфа и омега". Наконец, года полтора назад я прочитал полный текст, и принял версию, которую и хотел бы вынести на суд. Собственно столько времени я не мог заставить себя её записать, потому что думал что это напрасный труд, ибо энтузиасты получили полный тест УД и теперь-то кто-нибудь предложит всех устраивающий вариант версии. Но время прошло и ничего - может, я еще успею.

Прежде чем строить любые версии, необходимо определиться с тем, версии чего мы собираемся строить, развития каких событий и объяснения каких фактов? Я думаю, можно утверждать, что все необходимые нам факты изложены в УД и им ограничиваются. А все "воспоминания ветеранов" и "свидетельства потомков участников", в том числе и те, что они десятки лет хранили в тайне от КГБ-НКВД-ЦК КПСС (нужное подчеркнуть) можно смело "умножать на ноль". Потому что уголовное дело - результат планомерной работы специалистов по сбору материала, выполненной по выверенным методикам и это гарантирует отражение в документах всех фактов, актуальных на момент максимально близкий к исследуемым событиям. Иначе говоря - вся полезная информация находится в УД и любые поздние воспоминания в лучшем случае ничего важного к ней не добавляют. Действительно, все люди, показания которых находятся в УД, безусловно, понимали в момент допроса ответственность момента и наверняка стремились сообщить следствию все важные сведения и соображения. Те люди, которых следствие не опрашивало, наверняка постарались бы донести до следователей полезную информацию, если бы она у них появилась. Я думаю что абсолютно все участники поисков и/или расследования стремились помочь прояснить ситуацию . Таким образом, факты изложенные в УД и есть тот фундамент, на котором должна базироваться любая версия. Эти факты можно аргументировано поставить под сомнение (ибо и у следствия могли быть ошибки) и тем самым исключить их из рассмотрения, но дополнить набор фактов нельзя, так как места происшествия более не существует. Все это в полной мере относится, в том числе и к актам вскрытия. Современные эксперты по судебной медицине могут, конечно, указать на огрехи в работе эксперта Возрожденного, но только в виде предположения. Дополнить его выводы любое количество самых именитых экспертов не в состоянии, потому что они не видели тел, а он видел. По той же причине, любые характеристики или особенности тел, не отраженные в актах вскрытия, можно считать не существовавшими в действительности или не существенными для расследования. Наряду с УД, как дополнение "фундамента" версии могут приниматься и другие современные моменту документы, например радиограммы поисковиков и дневники участников похода, т.к. они объективно отражают реальный процесс поисков и атмосферу в группе непосредственно перед катастрофой.

Исходя из найденного "фундамента" можно сделать сразу несколько выводов.

Во-первых, по единодушному мнению поисковиков и следствия, на перевале в момент катастрофы не было посторонних людей. Вообще. Из этого следует, что как бы ситуация в действительности не развивалась, участниками всех действий были исключительно дятловцы. По этой причине, обсуждать наличие на перевале зэков, медведей-людоедов или ЦРУшников можно, только если цель состоит не в поиске ответа на вопрос, а в желании пообщаться на форумах.

Во-вторых, из материалов дела и в частности из показаний поисковиков, известно о существовании цепочек следов, идущих от палатки вниз, причем число этих цепочек равно числу людей в группе Дятлова. Этот факт, а также мнение судмедэксперта Возрожденного, высказанное им, например, в отношении Тибо и зафиксированное в протоколе допроса - "не мог передвигаться даже, если бы его вели под руки" - исключает возможность получения травм в палатке. Т.е. поскольку самостоятельное передвижение людей, получивших травмы, было затруднено или невозможно, а следов переноски или волочения нет, то это означает, что все члены группы самостоятельно спустились вниз, что и подтверждают найденные цепочки следов, по количеству людей в группе. Из этого прямо следует, что травмы были получены людьми внизу, а значит - какова бы ни была причина покидания палатки, непосредственной причиной гибели группы она не являлась, хотя определенно сыграла свою роль. Тем не менее , ни о какой панике речь, очевидно не идет, т.к. какое-то событие конечно могло бы вызвать панику, но не могло догнать внизу и нанести травмы - дятловцы на перевале были одни и никаких следов постороннего воздействия тоже не найдено, их никто не преследовал и ничто . Можно считать что ситуация в момент покидания палатки имела негативную тенденцию, но в катастрофу она превратилась когда люди были внизу. Из этого следует, что любые версии с получением травм в палатке не имеют смысла. В противном случае требуется опровергнуть выводы Возрожденного, а это на сегодня решительно невозможно, т.к. нет тел. А опровергать выводы не имея тел, это значит высасывать доводы из пальца - путь продуктивный для общения с единомышленниками, но абсолютно бесполезный для поиска решения загадки.

В-третьих, опираясь на уже сказанное, можно сделать еще один вывод. Как известно, раньше всех были найдены трупы Кривонищенко и Дорошенко, они были раздеты до нижнего белья и по заключению экспертизы погибли от замерзания. Вместе с тем, на телах найденных последними в ручье обнаружена одежда Кривонищенко и Дорошенко, с признаками того что она снималась уже с трупов. Но в последней четверке были тела людей получивших тяжелые травмы и, например, для Дубининой эксперт Возрожденный определял время жизни с момента получения травмы не более 20 минут. Какова вероятность того что Кривонищенко и Дорошенко, два здоровых парня, замерзли раньше чем умерла смертельно травмированная Дубинина, да еще настолько, что с них успели срезать одежду и на неё надеть? Я думаю, что можно считать эту вероятность пренебрежимо малой. И тогда вывод заключается в том, что получение тяжелых травм членами группы Дятлова, это не начало цепочки событий приведшей группу к гибели, а фактически её конец, дальше была уже агония группы, и этот конец настал внизу, недалеко от уже трупов Кривонищенко и Дорошенко. Попутный вывод заключается в том, что двое под кедром очевидно умерли раньше всех и этот факт тоже требует объяснения, особенно с учетом того что всеми признается и из материалов дела следует - какое-то время они провели у костра.

С учетом всех высказанных выше соображений и предлагается версия развития событий на перевале.

ВЕРСИЯ

Причиной, которая запустила цепочку событий, приведшую группу к гибели, стал конфликт между Кривонищенко и Дятловым по поводу решения последнего о холодной ночевке на склоне. Кривонищенко отстаивал позицию о необходимости спуститься вниз к лесу, где не так чувствуется ветер и можно использовать дрова для обогрева. Кривонищенко очевидно не получил поддержки группы, но от своей позиции не отступился и решил единолично спуститься вниз и переночевать внизу. Для спуска он планировал взять запасную пару лыж, которая использовалась для растяжки палатки. Однако в последний момент к нему решил присоединиться Дорошенко. Поэтому лыжи были оставлены у палатки, но переодевать ботинки Кривонищенко не стал. Основная надежда у них была на горячий костер и возможность легко построить укрытие от ветра из подлеска. Они спустились вниз к кедру и разожгли костер. Однако быстро выяснилось, что костер на ветру греет плохо, тепло уносит. А уходить дальше в лес они не решались, скорее всего потому, что надеялись что остальные члены группы, по крайней мере большинство, все же последуют за ними. Ибо в те времена подобное выступление против руководителя и коллектива в сложных условиях могло закончиться исключением из комсомола, массой оргвыводов и уж конечно закончило бы их официальную туристическую карьеру - кто взял бы их в группу или утвердил бы в поход? Возможно после "прогулки" на спуске они успокоились, и эти соображения пришли им в голову, но сдаваться они не хотели, а может, не могли уже подняться в гору против ветра. Однако если бы большая часть членов группы, или в идеале все, спустились бы к ним, то конфликт оформился бы в противостояние группы и Дятлова, и тогда можно было бы договориться не "выносить сор из избы", т.к. в таком случае и Дятлову тоже пришлось бы серьезно объясняться. Поэтому Кривонищенко и Дорошенко не уходили от кедра, чтобы их было легче найти, лазили на кедр, чтобы не дать возможности остальным пройти мимо и пытались согреться у костра. Но костер не грел, поэтому они придвигались ближе к огню, совали ноги в пламя, как следствие обувь загоралась, но тепла в теле больше не становилось, шевелиться хотелось все меньше и они замерзли.

Тем временем в палатке настроение было подавленное, люди тоже мерзли и вдобавок ко всему очередной порыв ветра повалил середину палатки. Возможно, на этом как-то сказалось то, что лыжи, которые должны были служить для крепления палатки, были сняты Кривонищенко, возможно ветер был очень сильный, как это отмечено в показаниях некоторых свидетелей в УД. Скорее всего, палатку ветром еще и порвало, возможно, не сразу, а когда она стала хлопать, лишенная опоры. Поскольку палатка фактически пришла в негодность, то было принято решение быстро оставить её и двигаться к лесу, где Кривонищенко и Дорошенко уже должны были развести костер и подготовить какое-то убежище. Сделать это надо было быстро, т.к. тепла в палатке уже не было, все быстро выстывало на ветру, а беспорядок внутри и хлопающее полотнище палатки не давали возможности найти свои вещи и одеться. Это можно было бы сделать по очереди, но пока один бы разбирался, остальные бы замерзли. Поэтому решили быстро спуститься, греясь движением, а внизу задействовать костер и укрытие и оттуда снарядить хорошо одетую партию за остальными вещами. Представлялось, что палатка всегда недалеко и к ней будет нетрудно вернуться. Однако спустившись вниз, группа обнаружила два трупа под кедром.

Какое-то время они думали что делать дальше, но холод и ветер вынудили их принять решение о строительстве укрытия. Укрытие решили выкопать в глубоком снегу, в логу ручья. Сняв одежду с Кривонищенко и Дорошенко, группа выдвинулась в лог и принялась копать укрытие. Предполагалось устроить там костер и частью людей выдвинуться к палатке за теплыми вещами и возможно еще чем-то, например, стащить вниз саму палатку и использовать брезент для утепления укрытия и в нем переждать непогоду. Чтобы хорошо защищать от ветра, укрытие должно было иметь достаточную глубину и как можно более отвесные стены. Часть людей копала внизу ямы, остальные отгребали снег от краев. И в какой-то момент стена ямы обрушилась массой снега на людей внизу, причем, скорее всего вместе с теми, кто был в этот момент наверху, на краю ямы. Снег там достаточно глубокий, судя по раскопкам весной, масса его велика, плюс возможная масса людей - это и есть механизм нанесения имеющихся травм. В данном случае пригоден весь доказательный аппарат "лавинной" версии, ибо это фактически и есть подобие лавины. Оставшиеся сверху люди откопали пострадавших и увидели размер катастрофы. Ситуация резко ухудшилась, раненым срочно требовалась помощь, поэтому быстро устроив раненых на помосте, чтобы они не проваливались глубоко в снег, здоровые члены группы должны были двинуться к палатке - срочно требовалось много теплых вещей и медикаменты, для этого к палатке должно было пойти максимально возможное число людей. При этом с собой взяли травмированного Слободина, а здорового Колеватова оставили, потому что у Слободина была травма головы, и хотя он наверняка говорил, что с ним все в порядке, не было уверенности что он не потеряет сознание. Если бы это случилось по пути к палатке, то еще осложнило бы ситуацию, но если бы он остался с тяжелоранеными - раненые остались бы без присмотра и они, и он сам могли бы замерзнуть. Дальнейшее развитие событий вполне очевидно - из-за общего утомления и встречного ветра люди не смогли добраться до палатки и это определило судьбу четверки, оставшейся у ручья. Впрочем к моменту гибели тройки на склоне, Дубинина скорее всего уже умерла и Колеватов частью снятой с неё одежды пытался согреть оставшихся раненых.

ОБОСНОВАНИЕ

КОНФЛИКТ
Несмотря на общее мнение о том, что группа Дятлова была опытной и спаянной, это очевидным образом не совсем так. Члены группы действительно знали друг друга и даже совместно ходили в походы, но к моменту трагедии не являлись командой в полном понимании этого слова. Признаки этого видны в дневниках участников группы. Например, Колмогорова: "мальчишки глупо острили"; "не понимаю, как можно так долго собираться"; "Игорь весь вечер хамил, я просто не узнавала его". Дневник "Колмогоровой" из уголовного дела: "Люда быстро отработалась и села у костра. … Ребята страшно возмущены".

Собственно группа людей превращается в команду, после того как совместно преодолеют общие трудности, научатся хорошо понимать друг друга именно в этом составе. Но у группы Дятлова не было серьезных трудностей до самого перевала, они, то ехали на поезде, то на автобусе, то везли рюкзаки на лошади, то двигались по мансийской тропе. Первая ночевка в палатке была у них только в ночь на 29 января. По-настоящему тяжелая дорога у них началась 31 января, когда они совсем сошли с мансийского следа и начали торить дорогу и тут они выработали странный способ прокладки лыжни: "первый сбрасывает рюкзак и идет 5 минут, после этого возвращается, отдыхает минут 10-15, после догоняет остальную часть группы". Несложный расчет показывает, что каждый член группы при таком режиме проходит примерно на 20% большее расстояние чем вся группа в целом. Т.е. при дневном переходе в 10км, каждый участник пройдет 12км, плюс постоянное снятие-одевание рюкзака и периодическое возвращение назад, которое обычно негативно влияет на боевой дух. Что заставило дятловцев принять такую методику прокладки лыжни? Иллюзия меньшей затраты сил здесь и сейчас. Группа не хотела напрягаться, хотя они пошли в поход, зная о том какие условия им предстоят. Холодная ночевка на перевале тоже должна была стать нелегким испытанием для группы, и внутреннее согласие в группе порвалось в самом узком месте.

Таким местом видимо стал Кривонищенко. Собственно выбирать следует из двух - Кривонищенко или Дорошенко. Первый является более вероятным кандидатом, из дневников складывается намек на то, что он не всегда знал, когда следует остановиться, "не чуял берегов". На вокзал в Серов прибыли две группы туристов, но задержали из них одного Кривонищенко. С другой стороны, в своем дневнике, Колмогорова дает понять, что у них с Дорошенко были в прошлом отношения и характеризует его как "повесу". Викисловарь: "повеса" - человек, ведущий праздный, эгоистический, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, любитель женщин, бабник. Кто был инициатором конфликта, наверное установить нельзя, но участвовали скорее всего оба, а к действиям вытекающим из конфликта видимо первым перешел Кривонищенко, я так считаю по причинам изложенным ниже.

УХОД КРИВОНИЩЕНКО И ДОРОШЕНКО
Запасная пара лыж осталась лежать рядом с палаткой, и это удивляло поисковиков. При этом в перечне найденных вещей не хватает одной пары лыжных ботинок и согласно "Таблице вещей дятловцев", размещенной в интернете (но вычисляется и по УД), это ботинки Кривонищенко. Согласно той же таблице, на Дорошенко была теплая обувь - вторую пару лыж из-под палатки было не достать, поэтому и первую тоже оставили и пошли вниз пешком.

Поисковики отмечали, что от палатки вниз уходили две группы следов, в одной два следа, в другой семь. Первая группа сначала шла в стороне, а затем ниже по склону сливалась со второй и далее они уже не расходились - двое сначала выбирали путь для спуска, остальные потом срезали петлю.

Двое здоровых парней не могли замерзнуть раньше остальных, особенно с учетом нахождения у костра, если бы не находились на холоде дольше остальных. Костер хоть и не грел, но по сравнению с нахождением на открытом склоне, все же давал преимущество. Если допустить что вся группа спустилась вниз одновременно, то раннюю гибель Кривонищенко и Дорошенко невозможно объяснить.

ПОКИДАНИЕ ПАЛАТКИ
Тот факт, что палатка была порезана изнутри, установлен экспертизой. Но та же экспертиза указала на наличие небольших порезов, недостаточных для выхода человека, а так же царапин на ткани. Туго натянутая палатка режется легко, однако наличие этих небольших порезов говорит о том, что резали не натянутое полотнище, к тому же хлопающее на ветру - нож срывался, ткань вырывалась из рук.

Палатка не дворец и одеться в ней при толкучке, недостатке света и упавших стенках, хлопающих на ветру, практически невозможно. Выйдя же наружу, люди подверглись воздействию сильного ветра и низких температур, при том, что им без печки и так жарко не было. Ветер очень быстро выдувает тепло из тела и в первую очередь замерзают конечности. Единственный способ согреться в таком случае, в том числе и при недостатке одежды - немедленно начать движение. Желательно в том направлении, где можно получить тепло и укрытие.

ПОЛУЧЕНИЕ ТРАВМ
Судмедэксперт отмечал, что полученные людьми травмы характерны, например, для воздушной взрывной волны. Внутренние повреждения "без нарушения целости мягких тканей" возможны, если сила прикладывается к большой поверхности тела, посредством передающей субстанции, имеющей возможность плотно прилегать к телу и при этом не твердой по своему состоянию. В случае взрывной волны, это очевидно воздух. Но в отсутствие взрывной волны следует поискать другую похожую субстанцию. Взрывную волну можно исключить, т.к. для неё должен быть источник - взрыв чего-то. Но никаких следов взрыва поисковиками и следствием не отмечено, поваленные и поломанные деревья и следы возгорания не найдены, никаких обломков того, что могло взорваться и/или следов "группы зачистки" не обнаружено. Но сторонники "лавинной версии" правильно определили субстанцию, способную нанести такие же травмы, как и воздух при взрывной волне. Это снег и других вариантов на перевале нет. Зато снега много и при этом он обладает собственной и немалой массой и поэтому не требует взрыва для нанесения травм, достаточно просто навалиться кучей, как при лавине. Однако на месте установки палатки склон не лавиноопасен, что отмечалось поисковиками. Кроме того, как отмечалось во вступлении, травмы очевидно получены людьми внизу. Но даже внизу, не существует мест, откуда снег мог бы упасть на людей большой массой. Такое место необходимо создать искусственно, либо насыпав большой снежный холм, либо выкопав глубокую яму. Если первый вариант находится за пределами возможностей группы, то второе им было вполне по силам и более того отвечало их интересам постройки убежища от ветра. С позиции здравого смысла, не просматривается больше никаких вариантов получения травм, подобных отмеченным судмедэкспертом, кроме как "завалило снегом в яме". И данный вариант косвенно подтверждается находкой последних четырех тел в снегу, на большой глубине.

ОТСУТСТВИЕ ЯЗЫКА
Наверное самая жуткая деталь в уголовном деле возникла после того как судмедэксперт в акте исследования трупа Дубининой записал: "Язык в полости рта отсутствует". Вопреки ожиданиям, он больше никак не комментирует этот факт и прямо никак его не объясняет в заключении. Однако очевидно, что этот вопрос Возрожденного заинтересовал, и, обнаружив к тому же сломанную подъязычную кость, он отправил мягкие ткани из этой области на гистологический анализ. Поскольку анализ не обнаружил кровоизлияний в мягких тканях, то эксперт решил, что все эти повреждения являются посмертными и связаны с состоянием тела, что и отразил в своем заключении одной фразой: "повреждения мягких тканей области головы … являются посмертными изменениями".

В случае Дубининой, отсутствие языка связано, видимо, с положением тела в ручье - в сидячем положении, с шеей на камнях порога и головой против течения. Движения масс снега при таянии привели к перелому подъязычной кости, т.к. шея лежала на твердой опоре. А бурная талая вода, попадая в открытый рот, способствовала ускоренному разложению ослабленных мягких тканей и вымыла язык из полости рта.

ПРИСУТСТВИЕ ЗОЛОТАРЕВА В ГРУППЕ
Это вызывало вопросы. По свидетельству Юдина - его "никто из участников нашей группы не знал". Золотарев был включен в группу за два дня до выезда. Сам факт внезапного включения в группу конечно объясняется просто - вопрос был решен Дятловым и кем-то из туристического начальства, по просьбе последнего. Вопрос зачем. Здесь можно предложить достаточно простую версию. Дело в том, что свидетельство Юдина видимо не совсем точно, т.к. минимум один человек в группе должен был Золотарева встречать раньше. Это Колмогорова. Она как известно занималась организационно-массовой работой в турсекции УПИ, и в частности организацией походов выходного дня. Подобные походы нередко привлекают непрофессионалов и базируются на пригородные турбазы, где есть экипировка и инструктора. Одной из таких турбаз является Коуровская, где и работал инструктором Золотарев. Они вполне могли пересекаться. Несмотря на значительную разницу в возрасте, а может и вследствие её, Золотарев мог почувствовать интерес к общительной и жизнерадостной девушке, какой, по отзывам, была Колмогорова. Однако вступить в более близкие, хотя бы для начала дружеские, отношения напрямую, Золотарев из-за разницы в возрасте не мог - его бы просто "отшили". Другое дело просуществовать какое-то время в общей компании, занимаясь общим делом - это сближает людей. Нажать на нужные кнопки в среде туристического начальства Свердловска, Золотарев вполне мог, наверняка кого-то неплохо знал, т.к. начальство тоже любит отдыхать на турбазах, а по возрасту Золотарев к ним больше подходил. Поэтому я считаю очень вероятным, что причиной появления Золотарева в группе Дятлова, являлась Колмогорова Зинаида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как ни странно, в итоге всех логических построений приходится признать, что прокурор Иванов в своем итоговом "Постановлении" был абсолютно прав - "причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии". И эта стихийная сила - зима. Независимо от любых ошибок Дятлова, от отношений в коллективе, от неудачно сложившихся обстоятельств - случись все это в другое время года, то никакой трагедии бы не произошло. Потому что сами по себе элементы причинно-следственной цепочки, приведшей, по моему мнению, группу Дятлова к гибели, не являлись фатальными по отдельности. Но в своей последовательной комбинации не оставили людям шанса. В истории уже известны подобные, крайне неудачные стечения обстоятельств, например катастрофа Титаника, когда обычные для любого рейса действия экипажа вдруг привели к гибели современный, "непотопляемый" лайнер. Аналогичная ситуация сложилась и на перевале с группой Дятлова, только в итоге не осталось свидетелей, что и породило тайну, так как единой причины гибели группы не существует. Просто была зима.

Первым блогером, которого я начал читать, был Артемий Лебедев. Тогда мне казалось, что весь жж - это только его необычные посты. Но вдруг появился неизвестный Сергей Доля со своими красивыми фотографиями, интересными рассказами и, самое главное, - невероятной открытостью. Спустя какое-то время его блог «Страница виртуальных путешественников» стал набирать популярность, а Сергей начал получать сотни комментариев с вопросами «где работаете?», «на что снимаете?» и т.п.

Больше всего меня удивляло, что Сергей отвечает на все комментарии и делает это довольно быстро. Я задавал себе вопрос: как один человек может успевать заниматься бизнесом, столько путешествовать, иметь счастливую семью и еще вести такой блог?

До последнего момента я не был уверен, что Сергей Доля в обычной жизни будет соответствовать образу, который сформировался в моей голове на основе его постов в жж. Любопытство взяло вверх, и я решил стать попутчиком в путешествии Сергея по странам Южной Африки и лично узнать, какой же он на самом деле.

01. Мы встретились в Кейптауне, и буквально после пары фраз я понял, что моё представление оказалось верным. Этот человек действительно такой, каким кажется по своим постам - добрый, позитивный, улыбчивый, очень располагающий к себе.

02. Понимаю, что найдутся люди, которые посчитают, что я возвожу Долю в культ и перехваливаю. Если у вас сложилось такое мнение, то вам нет смысла продолжать знакомство с этим постом, но если вам действительно интересно, какой же Сергей в обычной жизни, как он пишет и как фотографирует - читайте дальше.

03. В первую очередь, меня удивила простота и даже некоторая скромность Сергея. Он моментально располагает к себе, и буквально через пять минут после знакомства вы, как старые приятели, уже обсуждаете ту или иную (да, в общем-то, любую) тему.

04. Что касается жж, то тут я увидел полную отдачу Сергея своему делу. Мне почему-то казалось, что ведение им блога происходит «на полном расслабоне». Вроде как он наслаждается жизнью, путешествует по разным странам и параллельно щёлкает фотоаппаратом вправо-влево… Оказалось, всё совсем иначе. Блог - это огромная работа.

Например, вот эта фотография: наша группа идёт по удобной тропинке, и вид отсюда очень даже ничего, но герою данного рассказа этого мало - и вот он уже лезет куда-то по камням в поисках лучшей картинки:

05. Второй миф: мне казалось, что Сергей немного приукрашивает некоторые ситуации. Но, по крайней мере, в нашей поездке всё было ровно так, как рассказывал Сергей у себя в блоге. Взять хотя бы рафтинг в Замбии. Я чувствую себя в воде очень хорошо и плаваю нормально, но когда перевернулся рафт, я по-настоящему испугался. Сколько было эмоций, сколько мыслей - словами передать трудно!

06. После рафтинга нам предстоял стометровый подъём по крутой тропинке без каких-либо упоров и перил. Было сложно…

07. Топ-блоггер - это реалити-шоу из одного человека, и чтобы зрителям было интересно, приходится постоянно держать их в курсе всех событий. Небольшой перерыв - фотография в инстаграмм, короткая заметка в твиттер и мысли в блокнот, чтобы потом не забыть упомянуть об этом в посте.

08. По своему опыту знаю, как неудобно путешествовать с несколькими рюкзаками, набитыми тяжелой фототехникой. Камеры постоянно мешают, каждый свой шаг вымеряешь, чтобы не разбить одну из них о камень и т. д.

10. Каждый вечер после основных мероприятий Сергей не ложится спать, пока не обработает фотографии. Он рассказывал об этом много раз, и со слов Сергея все выходило легко и просто. Но, находясь в тех же самых условиях, я не всегда находил в себе силы даже на ужин, не говоря уже об обработке. В принципе, мне ясна энергетика всего этого процесса: осознание того, что результат твоего труда ждут сотни тысяч человек, даёт огромный стимул.

11. Учитывая, что вся наша группа была набрана по приглашению Сергея, мы все старались не мешать ему собирать материал из поездки - уступили место в вертолёте рядом с пилотом.

12. В основе деятельности Сергея, на первый взгляд, нет ничего особенного, но дьявол кроется в деталях. Сергей умеет замечать нюансы, которые не видны другим, умеет видеть красивые кадры и, на мой взгляд, самое главное, - умеет доводить дело до конца. Мы все фотографировали что-то интересное, замечали любопытные моменты, нам всем есть что рассказать, но превратить всё это в успешный читаемый блог смог только один человек.

13. И немного фотографий Сергея за любимым делом:

Продолжение следует …

Если есть какие-то вопросы - задавайте! С радостью отвечу. :-)

Буду искренне рад новым друзьям: Добавить в друзья

Прогулка по журналу: